?

Log in

No account? Create an account
Armenian Hermit
Новая конституция Арцаха 
18th-Nov-2016 11:43 am
Армянское Нагорье
Вчера вечером принял участие в обсуждении проекта новой конституции Арцаха, которое было организовано для костяка государственного аппарата Арцаха. Собрание проходило в зале музыкального училища и участвовало где-то 60-70 человек - аншлаг. Проект в течение где-то 45 минут представлял спикер парламента Ашот Гулян. Что было для меня важно – спикер признал, что проект сырой и от имени членов конституционной комиссии выразил готовность выслушать все замечания.
Затем была предоставлена возможность задавать вопросы. Понимая, что время ограничено я остановился на двух, наиболее важных пунктах, предварительно заметив, что речь идет, фактически, о новой Конституции, а не внесении изменений в существующую. Спикер согласился с данным выводом.

  1. Статья 161 проекта, согласно которому парламент большинством в 2/3 голосов сможет вносить изменения в текст конституции без проведения референдума. Писал об этом на днях в Сети. Я сказал, что данный принцип является неприемлемым и означает урезание основополагающего права граждан Арцаха. Аргумент спикера, что данный пункт внесен, так как проект сырой и нужно будет вносить множество изменений и каждый раз проводить референдум дорого и неэффективно, я квалифицировал как неудовлетворительный и неприемлемый.


  1. Статья 166 проекта, согласно которому на переходный период принятия новой Конституции  выбирается Президент переходного периода на 2 года и 7 месяцев. Президент выбирается на заседании Парламента, а не всенародно. Я сказал, что данный подход также является неприемлемым. Президента должен избирать народ, и данный пункт также является нарушением основных прав гражданина Арцаха.
    Мы воюющая страна и предлагаемый подход к президентским выборам приводит к урезанию его легитимности, когда на протяжении длительного срока страна будет иметь  не всенародно избранного Президента, а президента, выбранного 33 депутатами. Новую Конституцию воюющей страны будет утверждать Президент с урезанной легитимностью. Это недопустимый подход. Кроме того, активная фаза боевых действий может начаться в любую минуту, и иметь в случае горячей войны Президента с урезанной легитимностью неприемлемо и недопустимо. Впереди, возможно, судьбоносные решения и их должен принимать уполномоченный всем народом Президент, а не какой-то «Президент переходного периода».

В качестве выводов и предложений.   

  1. Признать, что предлагаемый проект является сырым и не спешить с его принятием.

  2. Провести полноценные очередные президентские выборы. Если Парламент считает критически важным синхронизацию президентских и парламентских выборов – совместить очередные президентские выборы с внеочередными парламентскими выборами.

  3. Новый Президент и новый Парламент, имея впереди достаточно времени и уже имеющееся наработки конституционной комиссии, общественные обсуждения и пр., дорабатывают проект новой Конституции и выносят его на референдум. Нынешняя спешка с принятием новой Конституции для воюющей страны является неприемлемой и опасной.

Так как время было ограничено, то затронуть внешнеполитические аспекты столь поспешного принятия новой Конституции, выбора Парламентом в качестве «президента переходного периода» нынешнего Президента Арцаха Бако Саакяна, для которого это будет уже третий срок, - не удалось. А последствия будут катастрофические.

Но внешний мир и его оценки лично для меня в данном случае не столь важны, сколько намерение качественно и институционально ограничить права граждан Арцаха.
Это касается и предлагаемых ограничений в области местного самоуправления. Местные выборы предлагается оставить на уровне провинций Арцаха и исключить муниципальные выборы. Выбираются только «губернаторы», которые затем назначают мэров городов и населенных пунктов. Но так как сам Спикер  признал, что данные разделы проекта не проработаны, предметно обсуждать данную инициативу не имеет смысла. И вновь - важна попытка урезания прав граждан, форм и методов  прямой демократии на фоне концентрации исполнительной власти. Предлагаемые противовесы такому усилению на уровне законодательной и судебной властей на мой взгляд являются недостаточными. Парламент, методы прямой демократии и судебную власть надо качественно усиливать, чтобы удалось уравновесить сверхконцентрацию исполнительной власти, которая, на самом деле, нужна для воюющей страны. Но не в предлагаемой форме и вводиться изменения должны не теми методами, которые предлагаются и не нынешней, новой исполнительной и законодательной властями Арцаха. К существующим властям у общества масса вопросов в связи с апрельской войной, на которые она  пока что не ответила.
This page was loaded Aug 20th 2017, 11:33 am GMT.